Проект «Улицы Владивостока»: Валерий Чкалов
10 июня 2020, 17:25

39 улиц Владивостока носят имена Героев Советского Союза и участников Великой Отечественной войны. Среди них адмиралы, маршалы, генералы, рядовые, летчики, матросы, разведчики, партизаны. На многих улицах в их честь установлены мемориальные доски и памятники. Наш проект «Улицы Владивостока» рассказывает о выдающихся людях, в честь которых названы улицы дальневосточной столицы.

Следующий герой нашего цикла – советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза Валерий Чкалов. Лихой и самоотверженный пилот, ставший одним из первых Героев Советского Союза, совершил уникальные по протяженности и сложности перелеты. Испытал свыше 70 типов самолетов, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную бочку. Его именем названы военные университеты авиации и центры переподготовки пилотов нашей армии. 16 ноября 1937 года постановлением президиума Владивостокского городского совета рабочих, крестьянских и краснофлотских депутатов одна из улиц в районе Второй Речки была названа улицей Чкалова.

Валерий Чкалов

Валерий Павлович родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво (ныне – город Чкаловск Нижегородской области), в семье мастера-котельщика. В 1916-м закончил Василёвскую начальную школу, после чего отец отправил Валерия на учебу в Череповецкое техническое училище. Но из-за начавшейся революции на втором курсе Чкалову пришлось оставить училище и вернуться к отцу. Он работал молотобойцем в родительской кузнице, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на пароход «Баян». По его словам, именно тогда он увидел пролетающий самолет и навсегда влюбился в небо.

В 1919 году (в 15 лет) Валерий Чкалов добровольцем вступил в ряды Красной Армии, начал работать сборщиком самолетов в авиационном парке в Нижнем Новгороде. Он окончил четыре авиационных школы: с 1921 по 1924 годы учился в Егорьевской и Борисоглебской авиационных школах, затем в Московской школе высшего пилотажа и Серпуховской высшей школе воздушной стрельбы и бомбометания. С 1924 года Валерий Павлович служил в Краснознаменной истребительной эскадрилье имени П.Н. Нестерова.

Курсант В.П.Чкалов, крайний справа, у учебного самолета У-1. (1).jpg

Курсант Валерий Чкалов, крайний справа, у учебного самолета У-1

Двадцатилетний Чкалов пребывал в состоянии эйфории и творил совершенно немыслимые вещи: взлетал поперек аэродрома, летал на сверхнизких высотах и вниз головой, выделывал фигуры высшего пилотажа прямо над городом. Однажды он облетел вокруг Исаакиевского собора, в другой раз на спор совершил около 200 мертвых петель подряд. Чкалова называли «разбойником» и злостным нарушителем дисциплины, но в то же время признавали, что он был лучшим летчиком подразделения.

В 1927 году Чкалова отправили в столицу на воздушный парад в честь десятилетия революции, где он должен был продемонстрировать фигуры высшего пилотажа. Здесь летчик показал себя во всей красе, – к стандартному набору фигур высшего пилотажа он добавил несколько лично изобретенных эксклюзивных номеров. В тот день он написал жене: «Раньше меня за это на гауптвахту сажали, а теперь премию дали».

В 1928 году Чкалова перевели в Брянск, где буквально за несколько месяцев он разбил два самолета. В обоих случаях серьезно нарушил летное задание – первый раз неудачно приземлился в овраг, другой раз пытался пролететь под проводами и зацепил их. За что получил очередной трибунал, год военной тюрьмы, а после истечения срока заключения был уволен из армии.

По воспоминаниям супруги, в этот момент он действительно едва не завязал с полетами. Собирался поступать в институт, искать иные пути в жизни. Но Чкалов не мог забыть о небе и стал вести кружок планеристов. Страна тогда грезила авиацией, и тысячи молодых людей пошли учиться летному делу. Но о Чкалове не забыли. В конце 1930 года его восстановили в армии, вернули звание и вернули в штат научно-исследовательского института Военно-воздушных сил. Он получил работу, которая полностью соответствовала его характеру – стал летчиком-испытателем.

20-22 июля 1936 года пилот Георгий Байдуков, штурман Александр Беляков и первый пилот Валерий Чкалов совершили беспосадочный перелет из Москвы на остров Удд, преодолев 9374 километров за 56 часов 20 минут. После этого полета Чкалов и его экипаж стали народными героями, Иосиф Сталин лично встречал их на Щелковском аэродроме.

18-20 июня 1937 году экипаж в том же составе получил разрешение на перелет из Москвы до Ванкувера через Северный полюс. Этот полет был очень опасным, ведь любая поломка одномоторной машины неизбежно закончилась бы гибелью пилотов. Летчики стали героями мирового масштаба, символами мужества и послами нового социалистического строя.

А.В.Беляков, В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков после посадки в Северной Америке. (1).jpg

Александр Беляков, Валерий Чкалов, Георгий Байдуков после посадки в Северной Америке

Триумф Валерия Чкалова был недолгим. 15 декабря 1938 года он разбился, испытывая новую машину И-180. Потенциально это был новейший на тот момент скоростной истребитель. Чкалов сам хотел его испытывать, но вместо одного круга над аэродромом, предусмотренного полетным зданием, с выпущенными шасси он пошел на второй круг, по более широкой траектории. Мотор на 25-градусном морозе заглох, а высота была слишком малой, чтобы успеть сманеврировать или выпрыгнуть. Самолет ударился о землю, летчика выбросило из кабины. Его успели довезти до Боткинской больницы, но там он скончался.

Валерий Павлович Чкалов похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. Его именем названы 1778 улиц, проспектов и переулков в России, странах СНГ и Прибалтики.

Читайте также: Проект «Улицы Владивостока»: адмирал Герман УгрюмовПроект «Улицы Владивостока»: Георгий Байдуков, Проект «Улицы Владивостока»: Александр Беляков

При подготовке материала использованы материалы интернет-проекта «Герои страны», сайтов авиару.рф, iz.ru, ria.ru, olymp.aviaschool.net, книги О. Б. Стратиевского, Н. Г. Мизь, И. А. Авдуевской «Именные улицы города Владивостока»

Анастасия Котлярова (текст и фото)

Авиару.рф, ТАСС, РИА Новости (фото)

 

 

  • Единая дежурная
    диспетчерская служба:
    2-222-333
  • Оперативный дежурный
    ЕДДС по вопросам
    содержания жилфонда:
    237-09-22
    237-09-20
  • «Горячая линия»
    по работе общественного
    транспорта г. Владивостока:
    2614-334
  • Диспетчерский центр
    по работе
    общественного транспорта:
    260-52-52