А А А
Шрифт:
Arial Time new roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный Средний Большой
RU EN

Программа Владивостокского урбанистического форума


ENGLISH VERSION

«Агломерации трансграничья для стабильности и соразвития»

Дата мероприятия: 14-15 ноября 2014 г.

Место проведения: конгресс-центр ДВФУ

14 ноября

8:30 – 10:00 – Регистрация участников, осмотр выставки.

10:00 – 10:30 – Открытие форума. Приветствия.

10:30 – 12:00 1-е пленарное заседание
«Региональные тренды урбанизации. Модели формирования глобальных городов на основе агломераций»

Урбанизация охватила в разной степени все континенты и страны. Особую роль в этом процессе играют города, которые часто называют «мировыми», «глобальными», «международными». Подготовка и проведение саммита АТЭС–2012 создали предпосылки для вхождения Владивостока в сеть таких городов. Во многом этому способствовали поддержка со стороны государственной власти и реализация специальной подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (2007 г.). В результате город приобрел элементы инфраструктуры для осуществления еще одной функции – международно-коммуникативной.

В «Стратегии и стратегическом плане развития города Владивостока до 2020 года», утвержденной Думой города Владивостока в 2011 г., декларирована готовность стать «Мировым городом для людей». Одним из средств развития в указанном направлении названо формирование агломерации на территории нескольких муниципальных образований, прилегающих к Владивостоку, их объединение различными связями в сложную, но гармоничную систему. Особенностью этого процесса является включенность Владивостока в трансграничное и межкультурное взаимодействие.

Самоопределение города в качестве «глобального» (в виде трансграничной агломерации) выводит практику муниципального управления и жизнь горожан за пределы привычного и повседневного существования. Оно побуждает к осмыслению планов и возможностей развития города с учетом мировых реалий и в большом временном масштабе. Ситуация усложняется очевидным кризисом мировой экономической системы, когда ставится под вопрос сама модель «глобализации», а значит и соответствующие модели «глобальных городов».

В этих обстоятельствах для определения будущего Владивостока большой интерес представляет опыт «глобальных городов» стран Северо-Восточной Азии, решающих проблемы перехода к новому промышленно-технологическому и социо-культурному укладу. Рассмотрение данного опыта позволяет говорить об урбанизации, направленной на достижение гармонии между «мега» и «микро», «естественным» и «искусственным». Тогда организация пространства становится инструментом гармонизации внешних и внутренних сторон жизни горожан.

Модератор:

Громыко Юрий Вячеславович – директор Института опережающих исследований им.Е. Шифферса, участник рабочей группы проекта Транс-Евразийский пояс «Развитие» (RAZVITIE) – ТЕПР (Москва, Россия)

Выступления:

Громыко Юрий Вячеславович – директор Института опережающих исследований им.Е. Шифферса, участник рабочей группы проекта Транс-Евразийский пояс «Развитие» (RAZVITIE),
Соколов Владимир Николаевич
– директор ООО «Издательско-продюсерский центр «Образ региона», консультант рабочей группы ТЕПР (Владивосток, Россия)
«Тренды урбанизации, сети городов и модернизация России: роль пространства в управлении знаниями и развитии человеческого потенциала»

Пушкарев Игорь Сергеевич - глава Владивостокского городского округа (Владивосток, Россия)
«Путь события: подготовка саммита АТЭС как опыт модернизации инфраструктуры и формирования нового образа Владивостока»

Ли Цзинхао - губернатор Яньбянь-Корейского автономного округа (Яньцзи, КНР)
«Связь пилотной зоны освоения и развития района Чанчунь – Цзилинь – Тумэнь и Расширенной Туманганской Инициативы: значение моделей пограничной открытости для сотрудничества городов»

Ким Санг Вон - заместитель начальника Управления по планированию размещения промышленных объектов Мэрии города-метрополии Пусан
«Опыт успешной модели высокотехнологичного индустриального комплекса «Centum City» в Пусане»

Чонг Хон Сян - профессор факультета окружающей среды Университета Окружающей среды Тоттори (Тоттори, Япония)
«Возможности и перспективы «Machizukuri» (развитие городской инфраструктуры и создание города для людей) для приграничного регионального сотрудничества в Северо-Восточной Азии»

12:00 – 12:30 Кофе-брейк

12:30 – 14:00 Круглый стол
«Модели трансграничной урбанизации для развития Дальнего Востока России»

Президент РФ В.В. Путин заявил, что развитие Дальнего Востока – это задача России на весь ХХI век. В силу выгодного географического положения важнейшая роль в решении этой задачи принадлежит южной части Приморского края с лидером в лице Владивостока.

В настоящее время на юге Приморья и во Владивостоке реализуется целый ряд крупных проектов, нацеленных на развитие сектора высокотехнологической переработки природных ресурсов, автомобилестроения, судостроения, транспортной, энергетической инфраструктур, экологичного сельскохозяйственного производства и т.п. Для поддержки модернизации экономики региона Министерство РФ по развитию Дальнего Востока последовательно работает над запуском территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). В них за счет налогового стимулирования и регулирования деятельности планируется создать благоприятные условия для ведения бизнеса, повысить привлекательность региона в глазах отечественных и зарубежных предпринимателей, а также талантливой молодежи.

Очевидно, что эта работа должна быть подкреплена разработками комплексных градостроительных программ, усиливающих возможности отдельных ТОРов созданием качественной среды жизнедеятельности. Одним из направлений может стать разработка сети «молодёжных городов Razvitie», как «умных» и «творческих городов» для производства принципиально новых технологических решений, обеспечивающих наращивание человеческого потенциала и его капитализацию. Первый шаг в этом направлении может быть связан с локализацией в них производств, обеспечивающих создание транспортной и энергетической инфраструктур нового поколения, а также экологических производств, образовательных структур и современных индустрий переживаний, ориентированных на поддержку регионального развития.

Модератор:

Громыко Юрий Вячеславович – директор Института опережающих исследований им.Е. Шифферса, участник рабочей группы проекта Транс-Евразийский пояс «Развитие» (RAZVITIE) – ТЕПР (Москва, Россия)

Выступления:

Крупнов Юрий Васильевич – председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации Института демографии, миграции и регионального развития (Москва, Россия)
«Комплексные градостроительные программы как база адекватной стратегии развития Дальнего Востока России»

Утяшева Светлана Александровна - заместитель директора Департамента территориального и социально-экономического развития Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Хабаровск, Россия)
«Территории опережающего социально-экономического развития и роль городов в модернизации экономики Дальнего Востока»

Зубова Наталья Валерьевна – заместитель главы администрации - города Владивостока (Владивосток, Россия)
«Опыт реализации стратегии развития Владивостока, ориентированной на модель «Мирового города»

Ерофеев Александр Юрьевич – партнер, руководитель отдела проектного финансирования и инфраструктуры в СНГ компании «Эрнст энд Янг» (СНГ)
«Актуальные вопросы структурирования, финансирования и государственной поддержки региональных и межрегиональных инфраструктурных проектов».

Бакланов Петр Яковлевич – академик РАН, директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН (Владивосток, Россия),
Авдеев Юрий Алексеевич – директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник ТИГ ДВО РАН (Владивосток, Россия)
«Владивостокская агломерация в системе трансграничного сотрудничества для развития Дальнего Востока России»

14:00 – 15:00 – обед

15:00 – 16:30 2-е пленарное заседание
«Агломерации и создание трансграничных мультиинфраструктур соразвития»

В условиях решения задачи ускоренного развития Дальнего Востока России обозначилось новое направление градостроительной деятельности – формирование агломераций и трансграничное пространственное планирование (ТПП), к элементам которого, очевидно, относится и создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). Сегодня можно говорить о возникновении и развитии ТПП как особого направления трансграничного сотрудничества, ведущего к возникновению зон приграничной и транснациональной солидарности. Трансграничное сотрудничество представляет собой согласованную деятельность разнообразных акторов соседствующих административных регионов и муниципалитетов разных стран по развитию между ними двусторонних и многосторонних связей. Оно сопровождается деятельностью институтов координации трансграничных связей, конструированием соответствующих информационных и физических инфраструктур.

В Северо-Восточной Азии единственным межправительственным механизмом многостороннего экономического сотрудничества, в котором участвует Россия, является Расширенная Туманганская Инициатива — РТИ (Greater Tumen Initiative — GTI). Осенью 2014 г. в Яньцзи в рамках 15-й сессии Консультационной комиссии РТИ было подписано соглашение о создании Ассоциации экспортно-импортных банков Китая, Республики Корея, Монголии и России. Объединение займется финансовой поддержкой конкретных трансграничных инфраструктурных проектов в Северо-Восточной Азии. Эта деятельность предполагает совместное конструирование геоэкономических и трансграничных мультиинфраструктур, способных связать всю Евразию.

В опоре на механизмы многостороннего международного сотрудничества и благоприятный режим вновь учреждаемых ТОРов Владивосток способен стать площадкой для координации конструирования трансграничных инфраструктур следующего поколения (мультиинфраструктур). Их создание сопряжено с формированием агломераций и коридоров развития, с российской стороны использующих потенциал Транссиба, БАМа, Северного морского пути. Понятие «трансграничность» становится необходимым в деятельности административных властей российских регионов и муниципальных образований.

Модератор:

Крупнов Юрий Васильевич – председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации Института демографии, миграции и регионального развития (Москва, Россия)

Выступления:

Байдаков Михаил Юрьевич – советник президента ОАО «РЖД», руководитель рабочей группы проекта Транс-Евразийский пояс «Развитие» (RAZVITIE) – ТЕПР,
Громыко Юрий Вячеславович
– директор Института опережающих исследований им.Е. Шифферса, участник рабочей группы ТЕПР (Москва, Россия)
«Значение формирования Владивостокской городской агломерации для проекта Транс-Евразийский пояс «Развитие» (RAZVITIE)»

Семенихин Ярослав Николаевич – генеральный директор ОАО «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота» (ДНИИМФ) (Владивосток, Россия)
«Будущее Владивостока в системе мировых коммуникаций: от транспортной площадки до эффективной территории»

Чанг Чи Хёк - бывший Председатель Группы «Кохап» (KOHAP Group), председатель Дальневосточной ассоциации «Корея – Россия», президент Корейского фонда образования и культуры, почетный гражданин города Владивостока (Сеул, Республика Корея)
«Владивосток и высокоскоростная железная дорога в развитии единой Евразии: опыт корейско-российского проектирования»

Стегний Дарья Владимировна - глава представительства в г. Владивостоке СП «РасонКонТранс» (Владивосток, Россия/КНДР)
«Опыт создания транспортной инфраструктуры в странах АТР на примере реконструкции порта Раджин КНДР»

Симотомаи Нобуо - профессор университета Хосей, постоянный участник международного дискуссионного клуба «Валдай» (Токио, Япония)
«Японский взгляд на перспективы развития транспортного, энергетического, научно-технологического сотрудничества»

16:30 – 17:00 – кофе-брейк

17:00 – 18:30 – Круглый стол
«Перспективы Владивостокского транспортно-логистического узла в системе региональной связности»

После саммита АТЭС наблюдается трансформация традиционного образа Владивостока как «Восточных ворот России». Оставаясь таковыми, Владивосток все больше ассоциируется с хабом – узловым пунктом сети, где сходятся и координируются различные потоки глобальной сообщительности. Для превращения в транспортно-логистический узел мирового уровня необходимо не только наращивать объемы перерабатываемых грузопотоков, но и активно продвигать отечественные транспортные услуги на стратегические рынки с помощью инновационных решений.

На саммите АТЭС-2012 для повышения эффективности и надёжности логистических цепочек российская сторона предложила странам АТЭС, наряду с внедрением радиометок (RFID), активнее использовать современные космические технологии, приступив к оснащению транспортных узлов и коридоров системой глобальной космической навигации ГЛОНАСС. Другим фактором привлекательности было названо внедрение в российских портах информационных таможенных технологий, способных значительно сократить сроки оформления грузов.

Важнейшим направлением становится стыковка железнодорожного транспорта с портовыми терминалами. Именно здесь возникает необходимость в формировании интегрированной транспортной инфраструктуры.

К вопросам местного значения города Владивостока относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения. Используя это обстоятельство, предложены градостроительные решения, способные повысить эффективность работы Владивостокского транспортно-логистического узла, вывести город из состояния роковой «запертости» на полуострове Муравьева-Амурского, значительно затрудняющего оптимальную организацию транспортных потоков. С помощью строительства Владивостокской кольцевой автомобильной дороги планируется существенно разгрузить основные городские магистрали. Это обеспечит транзитное движение контейнеровозов, увеличит скорость транспортировки и вместе с освоением новых технологий повысит качество транспортно-логистических процессов и услуг.

Одновременно рассматривается вопрос о строительстве моста на полуостров Песчаный, расположенный на западном берегу Амурского залива и относящийся к Фрунзенскому району Владивостокского городского округа. После экологически рациональной реконструкции прежде существовавшей дороги Барабаш – Чуньхуа и открытия соответствующего автомобильного пункта пропуска на российско-китайской границе, необходимого и для расположенного здесь трансграничного биосферного резервата, может несколько измениться конфигурация системы международных транспортных коридоров, а Владивосток получит возможность для полноценного включения своего потенциала в развитие приграничных территорий и трансграничное сотрудничество.

Модератор:

Крупнов Юрий Васильевич – председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации Института демографии, миграции и регионального развития (Москва, Россия)

Выступления:

Хрущев Игорь Эдуардович – директор дальневосточного филиала Агентства автомобильного транспорта Министерства транспорта РФ
«Перспективы развития трансграничных автомобильных перевозок»

Вильчинский Леонид Платонович – заместитель главы администрации - начальник управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока
«Значение строительства автомобильной дороги вдоль Амурского залива (ВКАД)»

Ткаченко Алексей Александрович – директор службы по стратегическому развитию OAO «Владивостокский морской торговый порт»
«Развитие Владивостокского торгового порта в рамках формирующейся агломерации»

Кузьмин Алексей Валентинович – начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля (ОТПиТК) Владивостокской таможни
«Сокращение сроков оформления грузов как фактор развития интегрального транспортно-логистического узла: роль таможенной службы в формировании Владивостокской трансграничной агломерации»

Сонг Бён Дон - президент «Кохап Инжиниринг» (Сеул, Республика Корея) «Российско-корейское технико- экономическое сотрудничество как фактор развития Владивостокского транспортно-логистического узла»

18:30 – 19:00 – перерыв

15 ноября

8:30 – 10:00 – Регистрация участников

10:00 – 11:30 3-е пленарное заседание
«Региональный опыт проектирования агломераций и новая концепция Генерального плана Владивостока»

Ускоренное развитие Дальнего Востока России во многом зависит от решения вопросов организации градостроительной деятельности и ее информационного обеспечения. Вместе с тем, региональное градостроительство больше сконцентрировано на размещении различных объектов и рациональном использовании земельных ресурсов, а также служит инструментом регулирования земельных вопросов отдельных собственников. Развитие города, как целого, зачастую не удерживается воображением.

Причина не только в существующих конкурсных процедурах, приводящих к ухудшению качества градостроительной документации. Значительную проблему составляет географическая удаленность ответственных исполнителей. По этой причине их деятельность на Дальнем Востоке РФ часто вынуждена иметь характер «наездничества». Затрудняется диалог с носителями местного пространственного опыта, необходимый для полноценного понимания ситуации. Очевидно, что осуществление таких новых и важных для Дальнего Востока РФ направлений градостроительной деятельности, как формирование агломераций и трансграничное пространственное планирование, испытывает значительные трудности.

Опыт разработки новой концепции Генерального плана Владивостока обнаруживает широкий спектр проблем, характеризующих состояние градостроительной деятельности и ее информационное обеспечение. Очевидно, что дальнейшее превращение Владивостока в центр международного сотрудничества требует внимания к проектам, способным сделать его главной российской «витриной» в АТР, площадкой для трансфера инновационных технологий градостроительного проектирования.

Значительный интерес для поиска моделей будущего дальневосточных городов представляет концепция «умного города» (Smart City), связанная с поиском новых форм наращивания человеческого потенциала, повышения привлекательности региона для талантливой молодежи, высококлассных специалистов и бизнесменов. Данная концепция, объединяя разнообразные факторы развития города в единую систему, признает роль глобального интеллекта, информационно-коммуникационных технологий, социального и экологического потенциала, как ресурса повышения конкурентоспособности, возможности противостояния различного рода вызовам.

Модератор:

Перелыгин Юрий Александрович - первый заместитель директора ОАО «Российский научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики» (Санкт-Петербург, Россия)

Выступления:

Литвинов Алексей Александрович – первый заместитель главы Администрации города Владивостока (Владивосток, Россия)
«Проблемы градостроительного развития Владивостока»

Коно Мичинага - президент компании «Michi Creative City Designers Inc.» (Токио, Япония)
«Японский опыт по многомерному проектированию «умных городов» для устойчивого развития Дальнего Востока России»

Юденич Евгений Валентинович – руководитель мастерской ОАО «Российский научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики» (Санкт-Петербург, Россия)
«Современный подход (на уровне требований ХХI века) к вопросам градостроительного развития Южной части Приморского края в пределах Владивостокской агломерации»

Нин Баоцянь – заместитель начальника Управления планирования г. Яньтай (КНР)
«Генеральный план города: планировка центра города»

Фудзии Мицухиро - начальник отдела городского развития Мэрии г.Тоттори (Тоттори, Япония)
«Городское планирование - курс на создание многофункционального компактного города»

11:30 – 12:00 – кофе-брейк

12:00 – 13:30 – Круглый стол
«Новая концепция Генерального плана Владивостока: идеи, проблемы, решения»

Модератор:

Перелыгин Юрий Александрович - первый заместитель директора ОАО «Российский научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики» (Санкт-Петербург, Россия)

Выступления:

Гришечкина Ирина Егоровна – главный архитектор ОАО «Российский научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики» (Санкт-Петербург, Россия)
«Концепция изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа»

Сапрыкин Дмитрий Валерьевич – вице-президент ЗАО «Домоцентр» (Владивосток, Россия) «Градостроительные решения в формировании образа жизни: практический опыт».

Солгалов Кирилл Юрьевич - заместитель директора по архитектуре ООО «Оферта Диалог» (Владивосток, Россия)
«Планирование снизу и общественные инициативы в градостроительном развитии Владивостока»

Максимец Александра Георгиевна – председатель попечительского совета Фонда содействия комплексному развитию и брендингу территорий (Владивосток, Россия)
«Природный парк как центр экологического и рекреационного туризма»

Левянт Борис Владимирович – президент "ABD Architects" (Москва, Россия) «Роль яхтинговой инфраструктуры в развитии трансграничной агломерации»

Казанцев Павел Анатольевич - профессор кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы Дальневосточного федерального университета (Владивосток, Россия)
«Градостроительное развитие Владивостока и комплексные стратегии «зеленого роста» городов»

13:30 – 14:30 – обед

14:30 – 16:00 - Итоговое заседание в формате свободной дискуссии
«Проблемы проектирования глобального города. Поиск модели, внешние и внутренние факторы развития Владивостока в перспективе до 2050 года»

Модератор:

Громыко Юрий Вячеславович – директор Института опережающих исследований им.Е. Шифферса, участник рабочей группы проекта Транс-Евразийский пояс «Развитие» (RAZVITIE) – ТЕПР (Москва, Россия)

16:00 – 16:30 – кофе-брейк

16:30 – 17:30 – заключительная часть итогового заседания

17:30 – 17:45 – заключительное слово главы Владивостокского городского округа И.С. Пушкарева